О пределе наших возможностей



 

Когда за твоей спиной остается большая часть прожитой жизни, как-то по-другому начинаешь смотреть на окружающий мир. Более рационально, что ли. Это в молодости бездумно и практически впустую растрачиваются силы не понятно на что, поскольку их не меряно, и они с избытком переполняют юный организм. Через край хлещут. Только дай порвать. По достижении определенного возраста, все меняется вплоть «до наоборот». Упадок сил, постоянный спутник солидного возраста, приводит к весьма существенному дефициту жизненной энергии, которой с трудом хватает лишь на поддержание основных потребностей быстро стареющего организма, и то не всех. Но, все же, существование человека и его собственного «я» как-то обеспечивается. К этому моменту он уже многое понял и оценил, опираясь на жизненный опыт, взвесил на весах своего миропонимания успехи и неудачи, сопутствовавшие ему на длинном жизненном пути, кое-что осознал и сделал некоторые выводы на ближайшую перспективу. На долгий период ничего планировать не рекомендуется по понятным причинам. Так, что же такое «собственное я», удовлетворением потребностей которого, мы все так озабочены и каков предел его возможностей? Другими словами, какую совокупность наших качеств, следует понимать под этим определением? Без сомнения, это то, что устанавливает границы возможностей конкретного человека на протяжении всей его жизни. Короче, вот это все, что могу, а дальше, не обессудьте. Осознание границ своих персональных возможностей позволит понять собственный статус, определиться с местом под солнцем, что позволит честно ответить на вопрос, к кому ты себя причисляешь - выдающимся личностям или середнячкам, которых в мире подавляющее большинство.

 

Второй вопрос, который можно считать логическим продолжением первого – что влияет на способности человека? Ответ известен. Они формируются за счет наших наследственных качеств, заложенных с момента рождения. Генотип, так сказать. То есть то, что мы получили бесплатно от папы с мамой. Эти самые гены и определяют, предел возможных высот, которых мы в состоянии достичь в своей жизни при определенных раскладах судьбы. Ведь жизнь не предсказуема, может не повезти человеку с самыми выдающимися способностями. Фактор риска для нашей жизни весьма высок в современном мире. Но это, согласитесь, крайний случай. Тем не менее, рамки, ограничивающие предел наших возможностей прочно закреплены на генетическом уровне, они носят базовый, или как любили шутить марксисты, основополагающий характер. А вот, насколько полно мы реализуем свои способности, зависит от того, насколько широко нам удастся их развить за счет приобретенного жизненного опыта. Это именно то, что и является оценкой достигнутых нами успехов на той или иной ниве. Неким психологическим фильтром на пути к формированию личности, что в общечеловеческом понимании трактуется как способности того или иного индивидуума к определенному виду деятельности. Хотите примеров, их есть у меня, как говорят в Одессе. Так, ребенок, обладающий высокой чувствительностью к различению тонов и полутонов в каждом интервале, обладающий даром понимания в выборе и оценке цветовой гаммы может достичь больших успехов в живописи. А если он, к тому же, обладает склонностью к образному мышлению, то может стать хорошим и даже выдающимся художником, но не в состоянии проявить способности, например, в математике, где необходима склонность к логическому мышлению, обладание хорошей памятью и умение решать сложные математические задачи.

 

Тем не менее, врожденные особенности системы восприятия и оценки информации сложно назвать способностями человека. Скорее всего, их можно рассматривать как задатки. Это заложенный на генетическом уровне определенный потенциал именно в той области, к которой у него есть предрасположенность. К чему, спросите вы? К наиболее эффективному развитию природных способностей, например, таких, как острый слух или зрение, гибкость суставов, других анатомических особенностей. А выдумали, что чемпионом может стать кто угодно? Нет, ошибаетесь. Или, например, возьмем интеллектуальные задатки. Что, у всех детей заложен одинаковый потенциал, связанный со способностью развивать и совершенствовать свою память? Все обладают одинаковым воображением или мышлением? Нет, это обусловлено специфическим строением физиологических и психологических структур организма, что позволяет ему развивать способности с различной эффективностью. Где-то быстрее и легче, где-то медленнее и труднее. Именно так, а не иначе формируются интересы, устанавливается круг общения, образ жизни и выбирается профессия, которая позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и, как следствие, – уровень жизни. Другого пути нет, если, конечно, материальные блага не достались по наследству, от того, кто напрягался, добиваясь всех этих благ.

 

Ведь есть люди и их много, которые подобными склонностями не обладают. Задатки могут развиться в способности, а могут остаться в зародышевом состоянии, если их не совершенствовать до уровня способностей. Что позволяет развить способности до приемлемого уровня? Конечно же, приобретенный опыт «сын ошибок трудных», как вполне справедливо заметил известный поэт. Он формируется из приобретенной в процессе жизни общей суммы знаний, навыков и умений в конкретной области. Чтобы стать писателем, надо, как минимум, научиться читать и писать, не говоря уже о необходимости познаний в области стилистики, композиции и прочих тонкостей этого ремесла. Чтобы стать музыкантом, надо научиться играть, не только на нервах, но и хотя бы на одном музыкальном инструменте и знать основы нотной грамоты. Другими словами необходимо настойчиво развивать задатки в той сфере деятельности, где можно гарантированно достичь максимального успеха. Возникает вопрос, как определить, к каким видам деятельности у ребенка есть задатки, которые с опытом могут развиться в способности? Ответ очевиден. Это можно установить по наличию склонностей ребенка, которые он проявляет к тому или иному виду деятельности. То, чем ребенку нравится заниматься и есть показатель наличия задатков. Только прошу не путать со склонностью к пьянству или приему наркотиков. Это к способностям не имеет никакого отношения, поскольку является нарушением физиологических функций организма.

 

Теперь понятно, почему познавая мир, человек опирается на заложенные в нем наследственные параметры оценки собственных возможностей. Исходя только из этого, какие-то цели он отметает, понимая, что не в состоянии их достичь, а какие-то, наоборот ставит перед собой и пытается реализовать. За примерами далеко ходить не надо. Индивидуум, лишенный художественного дара не в состоянии подарить миру бессмертное полотно, поскольку он, в силу заложенных в него возможностей, способен нарисовать только прямую линию и то при наличии линейки. При отсутствии математических способностей не станешь вторым Ньютоном, Келдышем или Перельманом. Ну не дано и тут уж ничего поделаешь! Поэтому покорять такого рода вершины, не имея соответствующих способностей, человек, считает иррациональными и недостижимыми. А ну его, как говорится, к… и называется конкретный адрес посыла. Каждый человек ощущает предел своих возможностей. Не афиширует его на каждом углу, это да. А понимание того, что, ну не его это, сколько не напрягайся. Нет, ни какой реальной возможности применить для достижения нужных целей свой потенциал. Полезный опыт, наоборот, приобретается и закрепляется в подсознании, как необходимый для привычного существования в микромире конкретного индивидуума, поскольку, он приемлется собственным «я», а, следовательно, есть потребность в его реализации, тем самым раздвинув границы своих возможностей. Только так любой человек становится личностью с четко установившимися привычками, предпочтениями и другим набором физических и психологических качеств, свойственных только ему.

 

Исходя из сказанного, приходим к  очевидному выводу - все наши мысли, поступки и действия, контролируются заложенными в нас способностями, и возможностями их реализовать. Поэтому, мы всегда будем действовать с позиций собственного понимания правильности принимаемых решений и никак иначе, поскольку только так достигается гармония развития личности. В этом случае человек с достаточно большой вероятностью способен прогнозировать успех своих начинаний быстрее добиваясь нужного результата. С каждым таким успехом растет его самооценка и уверенность в себе. В противном случае, когда человек опирается на мнимые свои способности, он, как правило, терпит фиаско, испытывая при этом дискомфорт. Как следствие, его разрывают внутренние противоречия, порождая неудовлетворенность собой. Такое эмоциональное состояние принято называть когнитивным диссонансом или психологическим конфликтом человека собственным «я». Вот почему не все советы со стороны надо принимать, как непререкаемую истину. У советчиков не может быть одинаковый с вами генетический потенциал, если вы не родственники, а, следовательно, то, что для него само собой разумеющиеся вещи, для вас могут оказаться непонятными и неприемлемыми.

 

За примерами далеко ходить не надо. Мать сэра Исаака Ньютона забрала его из школы, для управления семейной фермой. Однако он не справился, с этой, казалось бы, простой задачей, и с треском провалил работу. Ну не его это было. Зато, окончив Кембриджский Университет, Ньютон стал одним из величайших ученых, совершив революцию в физике и математике. Первое дело Била Гейтца не принесло ему дивидендов, поскольку машина, которую он создал для обработки данных о дорожном движении, совершенно не годилась для этих целей. Не обладал Бил Гейтц способностями, чтобы реализовать задуманное и опыта было недостаточно для реализации задуманного. Зато его компания Microsoft произвела революцию на рынке персональных компьютеров. Здесь заложенные в нем способности проявились наиболее ярко. Помог и анализ опыта предыдущих неудач. Литературная мать Гарри Поттера, Джоан Роулинг уже написав три главы своего знаменитого романа, была отвергнута двенадцатью крупными издательствами. Она считала себя неудачницей, была безработной, жила на государственную помощь и страдала от депрессии, пока ее книга не была издана незначительным тиражом в одном небольшом издательстве. Так, что ей удалось реализовать заложенные в ней способности, не смотря на трудности, которые ей создали люди, считающие себя специалистами в области популярной литературы, не являясь таковыми, по сути.

 

Совершенствование, оттачивание и расширение границ собственного «я» приходит вместе с жизненным опытом. Это мы уже усвоили. В самом общем смысле жизненный опыт – это самообучение человека выживать, приспосабливаясь к жизни в изменяющихся условиях окружающего мира, не всегда, кстати благоприятных. В плане бесспорной пользы приобретенного опыта показателен эксперимент Курта Рихтера. Он бросал в ведра с водой крыс, которые не имели ни малейшей надежды оттуда выбраться. Все животные в среднем тонули через пятнадцать минут. Затем Рихтер изменил условия эксперимента, извлекая крыс из воды перед самой их гибелью, и через какое-то время вновь бросал в ведра с водой. Он, конечно, садист, но его оправдывает то, что производил он эти варварские манипуляции во имя науки. И, что же вы думаете, во второй попытке, крысы умудрялись не утонуть в течение шестидесяти часов. Вот таким образом положительный исход любого начинания формирует оптимистические взгляды на свои возможности. Так долго грызунов держала на плаву надежда на благополучный исход, полученного на основании предыдущего опыта. Получается, что жизненный опыт буквально программирует линию нашего поведения либо на действие, как это было во втором случае с крысами, либо на бездействие, ведущее к смирению с безысходностью, о чем свидетельствует первый эксперимент. В этом плане, наше поведение мало чем, отличается от поведения других млекопитающих. То, как мы оцениваем результаты жизненных ситуаций, является основанием для понимания того, создали ли мы себе проблему, либо нам сопутствовала удача в наших начинаниях?

 

Во втором случае человек получает положительные эмоции, душевный  подъем. Он убежден в обоснованности своих действий, уверен в правильности принимаемых решений, ясно и четко осознает последствия своего начинания и спокоен за результат задуманного дела. Вместе с полученным положительным опытом приходит самоуважение и уверенность в себе. В случае же неудачи своих проектов картина прямо противоположная. Человека преследует чувство вины и понимания того, что он взялся за непосильное для себя дело, снижается личностная самооценка. Как следствие, он теряет уверенность в правильности оценки собственных возможностей. Все может закончиться глубокой депрессией и даже привести к психическому расстройству. Таким образом, с опытом, как важной составляющей жизни, мы разобрались и поняли его исключительное значение.

 

Теперь вопрос, каковы перспективы на положительный исход у людей пытающихся подражать своему кумиру, не имея на то абсолютно ни каких способностей? На первый взгляд, очевидно - у него мало, что получится, если он не обладает необходимыми задатками. Это мы уже обсуждали. Зададимся вопросом, что же такое подражание? В самом простом понимании, это означает копирование кого-то того, на кого ты стремишься быть похожим, не имея к этому ни каких предпосылок. Т. е., другими словами, ты себе не нравишься, в чем-то осознаешь свою ущербность, где-то даже обижаешься, что природа тебе недодала, причем много. Ты не столь красив, как кинозвезда, не привлекателен, твоим шепелявым голосом не спеть хит, тебе постоянно не везет и на твоей невыразительной внешности не задерживается ничей восторженный взгляд. Ты пытаешься копировать состоявшихся людей и это иррациональное поведение. Сколько бы ты не пялился в зеркало, там ничего не поменяется, твои недоразвитые голосовые связки никогда не синтезируют бархатный баритон. Подражание бесполезное занятие. Копия никогда не станет оригиналом.

 

Подражание престижному работает подобно естественному отбору, только вместо наследования генов посредством воспроизводства вы копируете поведение других людей. Поскольку люди склонны повторять все детали такого поведения, это означает, что довольно сложные схемы действий могут развиваться и распространяться в культуре, даже если окружающим непонятно, почему так происходит. Иногда человек способен внушить себе, что он, например, певец, не имея ни голоса, ни слуха. И бывают случаи, когда это работает. Яркий пример Рома Жуков – клавишник группы «Мираж». У него напрочь отсутствуют какие-либо вокальные данные, специалисты признают его песни бесцветными, но простой народ толпами валил на его концерты и визжал от восторга. Нет голоса у Шуфутинского, Евгения Григорьева, а Анатолий Полотно, тот вообще не певец даже в самом приближенном понимании этого слова. Но, что-то же привлекает слушателей? Может быть душевность исполнения?

 

Бывший участник группы «Чай вдвоем» Стас Костюшкин, был популярен, когда он выступал вместе с Денисом Клявером. Дуэт смог долго продержаться на эстраде именно благодаря вокалу Дениса, Стас просто дополнял его. Как самостоятельный певец Костюшкин не состоялся. Он выступает соло уже давно, ни одна композиция не выдерживает критики музыкальных экспертов. Поклонницы Стаса Костюшкина такие же престарелые, как и их кумир – все, что у него осталось на черный день. Он и дальше продолжает выступать с опущенными джинсами и в обтягивающих майках. Раньше это внимание привлекало, и на песни особо никто не реагировал, а теперь, когда Стасу почти 50 лет, этот образ не работает.

 

Выступления и музыкальные композиции Макса Коржа слушать невозможно. Песни бессмысленные, а то, как они звучат, раздражает и слушателей, и критиков. Остается тайной, как Максу удалось попасть в номинацию «Прорыв года» и выиграть несколько конкурсов молодых исполнителей.

 

Егор Крид считается одним из успешных артистов на российской эстраде, его состояние оценивается в 4,8 млн. долл. США. Большая часть доходов идет от концертов и записи альбомов. Поклонники любят своего кумира и его композиции, а критики постоянно утверждают, что у Егора полностью отсутствует голос. Особенно досталось Криду за исполнение хита Аллы Борисовны Пугачевой «Миллион алых роз». Он исполнил песню настолько бездарно, что пошли негативные отзывы от собственных фанатов.

 

Элджей, стал кумиром современных тинейджеров при полном отсутствии голоса, таланта и нормальных текстов, компенсируя все это хамским поведением на сцене и матерщиной через слово, что так любят ущербные подростки.

 

 Что поделаешь, в шоу-бизнес, это та самая помойка, куда приходят и талантливые артисты, и совсем бездарные. Другой такой не существует ни в одной из многочисленных областей человеческой деятельности. И те, и другие собирают тысячи фанатов на своих концертах. Причем количество безголосых и бесталанных артистов растет постоянно, потому, что современная эстрада – это не искусство, а балаган. Подобный феномен не могут понять музыкальные критики и слушатели. Те, которые с соответствующим музыкальным образованием. Люди, считающие себя экспертами в области эстрады, утверждают, что подобный нонсенс вызван низкими запросами российских слушателей к музыке, голосам и исполнителям. Я скажу проще, с точки зрения психологии, таким слушателям один хрен, что там скачет и визжит или хрипит на сцене. Они пришли оторваться, как правило, под градусом или кайфом, чтобы снять стресс. А это место, как нельзя лучше подходит для подобных целей. Ни к способностям, ни к таланту, ни ко всему тому, о чем мы рассуждали выше, это отношение не имеет. Скорее всего, это так называемый «инстинкт толпы» - стадный инстинкт, относящийся к группе основных первобытных инстинктов человечества. Психологи называют это «эффектом толпы». Другими словами - это склонность людей к массовым сборищам, где можно поддаваться настроению толпы, особенно не анализируя рациональность и качество происходящего. Попав под влияние толпы, люди начинают действовать как единое целое, заражаясь общим настроением, теряя при этом свое собственное «я». При этом уровень интеллекта индивидуума резко снижается, как собственно и критическая оценка происходящего действа. Все, как видите, довольно просто объясняется.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога